Известно, что современное образование с каждым годом становится все доступнее и совершеннее. В данной работе мы рассмотрим некоторые практические приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки. Такие дети являются необычными, они зачастую открыты миру, готовы принимать и верить каждому. Конечно, задача современной школы и в первую очередь педагога состоит именно в том, чтобы создать для детей с ОВЗ полноценные условия обучения.
Выделяют несколько групп детей с ОВЗ, это: слабовидящие, слепые, слабослышащие и глухие, а так же дети с нарушением опорно-двигательной системы, расстройством эмоционально- волевой сферы, дети с нарушением интеллекта, с задержкой и комплексным нарушением развития. Каждый ребенок, относящийся к той или иной группе, имеет свои образовательные потребности и специфика образования для каждой категории различна. [2: с.34]
«Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте». [1,130]
Рассмотрим практические приемы обучения и создания условий для реализации образовательного процесса для таких детей на уроках музыки. Почему именно «Музыка»? Данный предмет – комплексный, учит понимать свои чувства и эмоции, эмоции других людей, раскрывает внутренний потенциал каждого ребенка и именно поэтому для детей с ОВЗ так важно слышать музыку, слушать и понимать её. Музыка учит коммуникабельности, ведь за годы обучения ребенок знакомится с удивительным миром и необычными людьми в истории музыки.
В условиях стремительно развивающегося мира перед учителем появилась задача воспитать творческую личность, готовую развиваться на протяжении всей жизни. Однако, большое внимание на уроках искусства и музыки уделяется воспитанию каждого ученика с целью формирования социальной ответственности. Так, слушая произведения Э.Грига, П. Чайковского, А. Вивальди, С.Прокофьева, соприкасаясь с образами живой и неживой природы, мы раскрываем понятие экологической культуры, и призываем к всеобщей ответственности перед природой малой родины, страны и планеты Земля. К примеру, слушая отрывки из оперы Н.Римского – Корсакова «Снегурочка», у ребят не только формируются познавательные и регулятивные УУД, но и навыки управления эмоциями, корректируется поведение учащегося в социуме. Таким образом, музыка композиторов помогает развивать эмпатию у школьников, раскрывать общечеловеческие ценности. Каждый ученик сопереживает, а так же проявляет новый чувственный опыт, необходимый для социализации.
В частности, на уроках музыки, изучая оперу «Князь Игорь» и «Жизнь за царя», учащимся предлагается исполнить главные темы героев оперы, прочувствовав ситуацию. Затем задаются наводящие вопросы, помогающие сформировать вывод по определенной теме, обратить внимание на качества героев и необходимость развития мужества, стойкости, внутреннего стержня. В таких случаях, школьники осознают необходимость помощи окружающим, вне зависимости от того, знакомы ли они с теми, кто нуждается в помощи.
Вокализация и слушание произведений – это далеко не все приемы музыкального искусства. Влияние музыки на развитие личности человека сложно переоценить. Воспитание не только интеллектуально развитой, но и психологически здоровой личности с полноценным нравственным мировоззрением – одна из важных задач современной школы и учителя музыки.
Так как психо -эмоциональное здоровье детей с ОВЗ связано с физическими показателями, то прослушивание композиций, а так же вокальное пение становятся источником исцеления для многих ребят. На уроках многие слабовидящие и слепые дети не имеют возможности увидеть музыку, описать её через цвета с помощью красок или нарисовать то, что представили. Для таких детей необходимы иные, новые приемы работы и один из таких практических примеров – это тактильные доски с тканью или иными материалами различной текстуры. Ребенку предлагается прослушать музыкальное произведение и описать его, используя наиболее подходящую на ощупь ткань. Например, на одном из уроков музыки мы прослушиваем пьесу «Утро» Э.Грига и предлагаем ребенку подобрать из предложенных тканей ту, которая больше передает музыку. Проведя исследования тканей руками, ребенок выбирает атлас среди ситца, льна, атласа и шерсти. Теперь нужно рассказать об этой ткани, описать её. Атлас достаточной мягкий, приятный и нежный, прохладный, и именно поэтому так легко представить музыку Э.Грига с той свежестью, которую композитор описал музыкой.
Есть и другие дети, возможности которых в сравнении со слабовидящими и слепыми гораздо шире, это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Не имея возможности познавать мир через движения, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата создают материальный мир своими руками. Эффективной является лепка из пластилина или глины с последующим декорированием созданного предмета. Для ребят младшего школьного возраста используется пальчиковое рисование, как при помощи красок, так и с использованием других не опасных, естественных материалов.
При изучении тем, которые напрямую или косвенно связаны с познанием музыки через музыкально -ритмические движения, предлагается воссоздавать танцевальные движения с помощью рук, если это возможно. Например, можно показать характер звучащего произведения – от вальса до марша при помощи взмахов кисти, а так же устроить театрализацию с помощью пальчиковых кукол. Очень интересны и полезны будут танцы с помощью пальчиковых кукол, где в роли ног будут выступать пальцы детей. Можно разучить польку или яблочко, устроить настоящий бал и станцевать парные танцы. Подобные занятия позволяют сохранять положительный психо- эмоциональный фон и значительно повлиять на скорость и объемы запоминания информации как на уроках музыки, так и на других предметах.
Особенным комплексом приемов для создания здоровьесберегающих условий обучения необходимо пользоваться, если нужно работать с детьми с ОВЗ, у которых наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Например, во время прослушивания музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Май» учитель использует особый спектр приемов в своей работе. Для того, чтобы довести материал до детей наиболее точно можно использовать визуальные и ароматические образы сирени, яблони или иных образов. Данные приемы позволяют раскрыть все внутренние резервы такого ребенка, освободить от зажатости или возбудимости. [2,12]
Нельзя переоценить лечебный эффект музыки для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Слушание музыки с такими школьниками отличается от работы с общим классом. Музыка всегда звучит тише, чем обычно, анализ произведения и вызванных эмоций проводится не спеша. Ребенку нужно время и помощь, чтобы выразить свои эмоции словами или жестами. Для наиболее эффективного воздействия используется комбинирование звуков природы, инструментальной музыки. Звуки природы открывают ребенка для композиции, которая еще будет звучать, они являются подготовительным этапом. Второй звучит инструментальная музыка , которая несет терапевтический эффект, но прежде чем будет получен результат, необходимо тщательно проанализировать возникшие у ребенка чувства и ассоциации. Часто такие занятия носят терапевтический эффект. Можно предоставить ребенку поработать с красками, и изобразить цветовыми пятнами свое настроение. По окончанию слушания композиции и анализа пережитых ребенком чувств стоит возвратиться к музыке природы, которая расслабляет и снимает напряжение, особенно важно, если предыдущая композиция затронула негативные эмоции. Не редко бывает, что абсолютно мажорные произведения вызывают у учащихся негативное, отталкивающее ощущение, тогда как меланхоличные произведения наоборот несут повышение настроения. Важно заметить и использовать нужную композицию в определенный момент времени.
Обобщая все вышесказанное, сложно не заметить, что для проведения занятий с детьми с ОВЗ необходимо особенное оборудование, подходящее именно определенной группе детей, но творческий подход к решению образовательных задач и желание сделать ребенка счастливым – самые главные слагаемые образования, создающие условия для обучения всех детей.
Список использованной литературы:
1.Интеграция в общество людей с особыми потребностями: доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями.- С. Керне -М., 2013.-56с.
2.Социальная эксклюзия и социальная инклюзия, сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003.-181с.
3.Воздействие музыки на детей с ОВЗ – Т.Цепелева, -М., 2016.-[электронный ресурс: http://ekoner.ru/vozdejstvie-muzyki-na-detej-s-ovz.html]