Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

КАК, ЗАЧЕМ И КОГДА НУЖНО ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ?



Информационная среда и информационная гигиена

Мы завалены информацией: без преувеличения, чтобы выжить, современному человеку нужно уметь ориентироваться в лавине разнообразных данных, выбирать нужное и, самое главное, отсеивать мусор, не тратя на него внимание и время. И если ты сам за 25-35 лет как-то этому научился, сформировал предпочтения (свой «новостной рацион»), то становясь родителем, внезапно понимаешь, что теперь тебе нужно проделать всю эту работу заново. То есть совсем заново, буквально с нуля. Оградить нового в этом мире человека от лишнего и окружить ценным с самого рождения и до тех пор, пока он не скажет тебе «я сам лучше знаю».

Многочисленные методики раннего развития призывают молодых родителей как можно раньше и интенсивнее начать развивать все органы чувств вашего малыша, иначе «будет поздно». От таких агрессивных призывов немедленно развить ребёнка родителю следует избавляться как от информационного мусора, но не стоит кидаться и в другую крайность.

На ближайшие полтора десятка лет вы для своего ребёнка — главный пример того, как следует жить, что ценить, чего избегать

Бросать его в пучину информации, не фильтруя этот поток, — безответственно. Задача родителя — создать благотворную среду для развития. Предложить материал и наблюдать, принимает его ребёнок или нет.


Разнообразие звуков окружающего мира

Одно из чувств ребёнка — слух. Новым для него является каждый звук окружающего мира, до восприятия музыки ещё далеко. Первые месяцы после рождения очень непросты для малыша. Известно, что новорождённый воспринимает мир как суп. Он ощущает себя и все окружающее как единое целое, он пока не знает, что такое «я»:

«Младенец ещё не делает различий между тем, что его органы чувств сообщают ему об окружении, а что — о его теле. Для младенца внешнее окружение и его тело — одно и то же. То, что проиcxодит снаружи, проиcxодит и в его теле. И что чувствует его тело, чувствует всё и вся. Весь мир скучает, весь мир голоден, миру тепло, сыро или мир устал. Всё есть одно единственное обонятельное-цветовое-звуковое впечатление».

Из книги «Капризничает? Значит, развивается!» Хетти Вандерейт, Франс Плой

Лично я скептически отношусь к совету включать классическую музыку младенцу первого полугодия жизни. На мой взгляд, от этого попросту мало проку. Более того, примерно до полугода у грудных детей нет избирательного внимания, разнообразные звуки младенца шокируют, так как сливаются. Из-за особенностей слуха мир грудных детей очень легко превращается в сумасшедшую какофонию.

Если вам всё же хочется включать малышу музыку с рождения, сделайте выбор в пользу колыбельных (и похожих на них произведений) в оркестровой обработке. Ну и петь колыбельные самому. Тут малышу и родной любимый голос, и музыка.

В младенчестве ребёнку нужно показать природу звукоизвлечения. Погремушка — шумит, колокольчик — звенит. Дудочка, ксилофон, барабан — базовый набор музыканта в пелёнках.


Какой должна быть первая классика

Итак, в погремушки гремим, в барабан стучим, под колыбельные засыпаем. Пришло время открыть для малыша сундук с сокровищами. В вашем распоряжении несколько веков созданной человечеством музыки. Есть из чего выбирать!

Но имеет ли значение жанр и эпоха прослушиваемой музыки? Рок или классика? Этно или электронная музыка? Музыка, которую в народе зовут «классикой», обладает более сложной музыкальной структурой. Исследователи считают, что именно эта «комплексность» академической музыки и влияет на развитие участков мозга, отвечающих за решение пространственных задач. Это, безусловно, не значит, что другая музыка бесполезна. Никогда не стоит забывать, что многовековое музыкальное наследие человечества не ограничивается европейской академической музыкой.

Что касается репертуара классических произведений для ребёнка, плюс в том, что предыдущие поколения произвели качественный отбор за нас

То есть, плохие образцы попросту не сохранились бы в памяти человечества на сотни (или даже десятки) лет. Осталось отобрать то, что не испугает малыша резкостью, громкостью, крайними регистрами. При отборе музыки для ребёнка я бы также рекомендовала избегать всяческих «адаптированных» версий. Например, когда вместо струнного квартета звучит синтезаторный ксилофон. Почему-то некоторым кажется, что ребёнку такая дешёвая подделка понравится больше богатых тёплых тембров живых инструментов или будет более «понятна».

Не бойтесь предлагать ребёнку оригиналы, думая, что он их не поймёт. Искусство не нуждается в адаптациях

В вопросе выбора композиторов и произведений для прослушивания малышами, первая мысль, которая приходит в голову, — больше всего для этих целей подойдут венские классики и романтики. Их музыка многим кажется более доступной для понимания по сравнению, например, с ХХ веком, в котором и не каждый взрослый разберётся. В 1993 году даже возникла теория о «Моцарт-эффекте»: якобы прослушивание его великой музыки с пелёнок помогает вырастить гения. Позже, в 1999-м, эту теорию опровергли.

На мой взгляд, доступные произведения можно найти практически во всех эпохах. И скажу даже больше, способ знакомства с музыкой по хронологии, который будет удобен многим взрослым, в случае с детьми совершенно необязателен. Ребёнок познаёт ту реальность, которая его окружает, — такой, какая она есть. Например, по вашему мнению, ребёнку необходимо выучить сначала основные цвета: красный, жёлтый и синий, а уже потом перейти к второстепенным — оранжевому, зелёному и так далее. Вполне возможно, что ребёнок обратит своё внимание сначала на фиолетовый, потом на чёрный, а красный он поначалу и вовсе не запомнит. И эта «непоследовательность» не помешает ему со временем выучить все цвета и не скажется негативно на его понимании цветовой палитры.

Итак, если мы считаем, что отбирать произведения для фонотеки малыша нужно не по хронологии, то каковы главные критерии? 1. Жанр и состав исполнителей

Напомню о несовершенстве органов чувств младенца — ушей в частности. Произведения, которые исполняет большой симфонический оркестр, представляют для малыша страшный шум. Ему не по силам что-то расслышать в этом. А медные духовые инструменты, ударные и вовсе заставят малыша вздрагивать. Поначалу выбирайте камерный состав оркестра; ансамбли — квартеты, дуэты; произведения для фортепиано или других инструментов соло под аккомпанемент фортепиано.

Отложить на будущее стоит и крупные музыкальные формы, и серьёзные жанры. Симфонии, оратории, мессы и прочие оперы малыш вряд ли оценит. Стоит сделать выбор в пользу не слишком длинных пьес или подходящих по определённым нами параметрам отрывков крупных произведений. 2. Эмоциональная окраска произведения

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Потому что серьёзная мысль и мощный эмоциональный посыл заложены в большей мере в крупных произведениях. Ребёнок вряд ли сумеет сопереживать такой заряженной музыке — у него нет необходимого жизненного опыта и попросту его мозг ещё не созрел для восприятия такой сложной информации. Это слишком сильное воздействие на ребёнка, которого следует избегать. 3. Регистры, динамика

Этот пункт связан с предыдущим. Потому что серьёзная мысль и мощный эмоциональный посыл, заложенные в крупных произведениях, как правило, достигаются использованием более сильных средств: звучанием в разных регистрах и использованием выразительной динамики. Крайние регистры (очень низкие и очень высокие звуки) и контрастная динамика (фортиссимо, особенно внезапное, после пиано) — это слишком резкое звучание, оно сложно для восприятия маленькими ушами и попросту может испугать ребенка. 4. Реакция ребёнка на музыку

Малейшее неудовольствие ребёнка в ответ на музыку должно стать для вас сигналом прекратить прослушивание этого произведения. Не нужно пытаться «дослушать», даже если осталось совсем немного. Мы резко против насилия по отношению к маленькому человеку даже в таком проявлении.


Музыка в вашей семье: влияние родителей на формирование музыкального вкуса ребёнка

Не нужно убеждать ребёнка в том, как полезно и приятно слушать классику, нужно самому получать от этого удовольствие. Всем опытным родителям давно известно, что ребёнок воспринимает не столько наши слова, сколько наш пример. Если родитель говорит одно, а делает другое, то ребёнок сделает вывод из поступков, а не слов. Если мама методично по расписанию включает ребёнку Бетховена, а потом весело делает уборку под хиты группы «Блестящие», то вряд ли ребёнок сделает вывод, что классика — это хорошо, а попса — это мусор. В первые годы жизни вы как никогда способны повлиять на формирование вкусов малыша.

Если вы ещё ожидаете ребёнка, это значит, что у вас впереди несколько прекрасных месяцев, когда вы можете посвятить себе максимум времени. Потом будет долгий период, когда вы не принадлежите себе, вы просто аппарат жизнеобеспечения для вашего беспомощного поначалу малыша.

Пока ребёнок внутри вас, для него чрезвычайно важно ваше эмоциональное состояние, поэтому более глубокое знакомство с классикой для вас — идеальная находка

Итак, как начать понимать и любить академическую музыку? К счастью, современность позволяет нам получить доступ ко всей необходимой информации, чтобы прокачать скилл. Главное — постепенно знакомиться с новыми произведениями и по возможности ходить на концерты. Можно выбрать для себя подходящий метод: знакомиться со знаковыми произведениями наиболее известных композиторов по хронологии или выбрать более близких нам по времени и духу авторов начала ХХ века. Некоторые советуют целиком отдаться во власть эмоций и «слушать сердцем», соотнося музыку с вашими эмоциями и настроениями. Любителям основательного подхода может понравиться изучение музыки с углублением в теорию. Завсегдатаи светских мероприятий могут ходить на симфонические концерты, оперы и балеты.

Что бы вы ни выбрали, помните, что любое академическое произведение требует большего внимания, чем песня современных исполнителей

Скорее всего, во время первого прослушивания, произведение покажется вам сложным и непонятным. Однако после нескольких повторов вы начнёте понимать его логику, слышать отдельные темы. Продолжайте слушать — и то, что, казалось, невозможно охватить, станет близким и понятным.


Фонотека вашего ребёнка

Составление списков вроде «100 книг, которые каждый должен прочитать к 30 годам» и «100 лучших картин всех времён и народов» — всегда дело неблагодарное. Такой список выглядит, с одной стороны, глупо и банально, потому что часть упомянутого набила всем оскомину, и с другой стороны — не вызывает отклика, потому что ещё половина названий вам ни о чём не говорит. Такие «универсальные» списки — это не про вас и ни про кого другого. Это солянка, получившаяся случайным образом.

Поэтому я выйду из этой ситуации следующим образом: в нашу сотню произведений для малыша я постараюсь включить наибольшее количество разных композиторов, чтобы у вас была возможность оценить разнообразие музыки, доступной слушателям, начинающих с самого что ни на есть нуля — маленьких детей. Вы сможете обратить внимание на композиторов, музыка которых привлечёт вас и позже самостоятельно познакомиться с другими их сочинениями. Этакая семейная методика погружения в классику.

Кажется, что эта задача — разобраться в академической музыке с нуля — непосильна. Но если вы стремитесь к тому, чтобы классика играла важную роль в жизни вашего ребёнка, вы сами должны верить в музыку. Не заставляйте — ребёнка или себя — слушать классическую музыку. Это не работа, а целый мир, который откроется вам и станет источником прекрасных сильных эмоций.

- http://mel.fm/2016/09/14/record_library

Нет комментариев
Добавить комментарий