Уроки музыки в обычной школе многие - и родители, да и сами педагоги - уже давно называют профанацией. Но предмет «музыка» в программе начального и среднего образования никуда исчезать не собирается, даже несмотря на стон «есть же музыкальная школа!». А значит, по предмету предполагается выдача некоего набора знаний и умений, который и будет спрашиваться с ученика на промежуточных аттестациях.
Только если в предыдущей версии ФГОСа эти знания разбивались по классам, то новый ФГОС, который буквально в этом месяце рассматривают для принятия, такой разбивки нет. Есть монолитный единый список требований к предметным знаниям и навыкам ВЫПУСКНИКА начальной школы. Единственное, на что разбиты результаты - на предметные модули. Значит ли это, что учитель сам будет решать, какие знания спрашивать в первом, а какие - во втором классе? Или ФГОС по музыке еще сырой и надо подождать доработок? Пока непонятно никому. Давайте просто посмотрим из любопытства и подождем окончательного минобразовского решения.
Предметные результаты по музыке делятся на следующие модули:
«Элементарная теория музыки»
«Народное музыкальное искусство»
«Хоровая музыка»
«Разновидности оркестров»
«Синтетические виды искусства (музыкальный театр, цирк, киномузыка и музыка к мультфильмам)»
В первом модуле, в элементарной теории, ученик начальной школы должен:
уметь классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
уметь находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
уметь соотносить названия нот, их расположение на нотном стане (нотоносце) с клавишами фортепианной клавиатуры;
уметь классифицировать основные элементы музыкальной речи;
различать на слух и называть музыкальные произведения и их фрагменты;
определять на слух и называть бытовые жанры музыки: песня, танец, марш;
различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять простые интервалы и трезвучия;
исполнять по нотам песни с простым мелодическим рисунком.
Народное музыкальное искусство младшеклассник должен знать и понимать в следующем объеме:
классификацию народных музыкальных инструментов по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
уметь определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных народных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять простые выученные попевки и песни;
исполнять произведения с различными типами мелодического движения;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения.
В хоровой музыке должен демонстрировать сформированность следующих умений:
определять типы певческих голосов: детские, женские, мужские;
определять типы хоровых коллективов по манере исполнения: народный, академический;
петь в хоре в удобном для своего голоса диапазоне;
исполнять простейшие мелодические каноны по нотам;
узнавать освоенные музыкальные произведения и называть имена композиторов, целое музыкальное произведение или его фрагмент;
определять принципы музыкального развития: повтор, контраст, варьирование;
исполнять Государственный гимн Российской Федерации.
Разбираться в разновидностях оркестров на следующем уровне:
группировать музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять на слух и называть различные оркестровые коллективы;
определять на слух и называть музыкальные инструменты различных типов оркестров;
различать жанровые разновидности инструментальной музыки;
исполнять в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры.
И, наконец, в синтетических видах искусства уметь:
объяснять музыкальные термины: опера, балет, оперетта, мюзикл, ария, речитатив, увертюра, либретто;
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения и их композиторов;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижер, сценарист, режиссер, актер, художник.
Как видите сами, ФГОС предполагает, что в обычной общеобразовательной школе будет даваться не только познавательная информация о том, что такое музыка и какая она бывает, но и какие-то уроки игры на инструменте. Без инструмента научиться исполнять что-либо по нотам просто невозможно. Даже акапельное пение нуждается в настройке. Именно этот момент вызывает непонимание у педагогов: как возможно научить 20-30 детей исполнять что-то по нотам на музыкальном инструменте, если на азы музыкальной грамоты в школе в любом классе дается 1 час в неделю?
А исполнение в составе ансамбля ДМИ (детских музыкальных инструментов) в качестве предметного результата освоения курса выглядит и вовсе нереально, если учесть, что далеко не каждая обычная школа располагает детским ансамблем.
Уметь различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале это тоже оторванное от реальности обычной школы требование. Для музыкальной школы - да, вполне обычное. Но для обычной - трудно исполнимое. Хотя бы потому, что педагогов с музыкальным образованием не так уж и много.